Собачий форум (форум о собаках, кошках и не только)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хельсинки

Сообщений 1 страница 20 из 21

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Senaatintori_joulukuisena_aamuna_2004.jpg/200px-Senaatintori_joulukuisena_aamuna_2004.jpg
информация и фото с сайта http://ru.wikipedia.org
Хе́льсинки (финск. Helsinki; Хельсингфо́рс или Гельсингфо́рс — швед. Helsingfors) — столица и крупнейший город Финляндии, административный центр провинции Уусимаа. Расположен на юге страны, на берегу Финского залива Балтийского моря. Население 574 579 человек (31.12.2008). Вместе с городами-спутниками Вантаа, Эспоо и Кауниайнен образует городскую агломерацию столичный регион с населением более миллиона человек.

0

2

Шведское правление
Основан шведским королём Густавом Ваза в 1550 году. По его указу несколько сот жителей города Порвоо обосновались на территории нынешнего городского района Арабиа. 12 июня, день подписания указа, считается днём рождения города.
Однако оказалось, что место было выбрано неудачно — гавань была слишком мелкой, и в результате город был перенесён в район нынешней Кауппатори (Рыночной площади).
Вплоть до середины XVIII века Хельсинки оставался небольшим, сплошь деревянным городом, здесь нередко вспыхивали эпидемии чумы.
В 1748 году на островах близ Хельсинки шведами было начато строительство крепости Свеаборг (фин. Суоменлинна), призванной защитить город с моря. В результате начался рост города; появляются первые каменные дома. Однако столицей шведской Финляндии оставался Турку (Або).
Город захватывался русскими войсками четырежды — дважды в ходе Великой Северной войны, в мае и июле 1713 года; 24 августа 1742 года, в ходе русско-шведской войны 1741—1743 годов; 18 февраля 1808 года, в ходе русско-шведской войны 1808—1809 годов.

0

3

Русское правление
В 1809 году по Фридрихсгамскому мирному договору Финляндия присоединилась к России. Спустя три года, 12 апреля 1812 года, Александр I объявил провинциальный Гельсингфорс столицей Великого княжества Финляндского. После этого был учрежден комитет по реконструкции, который возглавил военный инженер Юхан Альбрехт Эренстрём (en:Johan Albrecht Ehrenström). Он должен был отстроить парадную столицу Великого княжества. На должность архитектора финской столицы в 1816 году был приглашен немецкий архитектор Карл Людвиг Энгель, работавший в России. За разработкой проекта следили император Александр I и его брат Николай, отсюда заметное сходство центральных частей Хельсинки и Санкт-Петербурга. С этого времени начинается стремительная организованная застройка города.
В 1820-х годах Карл Людвиг Энгель создал проект застройки центральной части города. В результате его реализации появился, например, неоклассический ансамбль Сенаатинтори (Сенатской площади) с великолепным кафедральным собором. Из Турку в Хельсинки был перенесён университет.
В годы Крымской войны город подвергся обстрелу англо-французской эскадры, не приведшему, однако, к значительным разрушениям.
В 1860-х годах первая финская железная дорога соединила город с Риихимяки и Тампере. Бурно развивалась промышленность.

0

4

Столица независимой Финляндии
После провозглашения независимости в ходе гражданской войны в Финляндии город был некоторое время занят частями финской красной армии, однако в результате наступления генерала Маннергейма из Ваасы, поддержанного немецкими войсками, город перешёл под контроль буржуазного финского правительства.
После окончания гражданской войны город продолжал динамично развиваться. Значительно расширилась его территория, росли новые жилые кварталы. Широкую известность приобрёл, например, «город-сад» Тапиола (финск. Tapiola, швед. Hagalund; административно подчинённый Эспоо).
В 1952 г. проведены Летние Олимпийские игры.
В 2007 году в городе был проведён ежегодный конкурс песни «Евровидение».

0

5

Название
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/27/Helsinki_%28Ortstafel%29.jpg/200px-Helsinki_%28Ortstafel%29.jpg
Дорожный знак на въезде в город
На финском языке город официально назывался Helsinki ещё с момента основания (1550 год); по-шведски он по-прежнему официально именуется Helsingfors. Во всех остальных языках долгое время употреблялось название «Хельсингфорс» (в русском — «Гельсингфорс») до того, как Финляндия стала независимой (6 декабря 1917 года). И это неудивительно: вплоть до конца XIX века в городе абсолютно преобладало шведское население, хотя население города в 1880 году составляло всего 43 тыс. человек. Несмотря на формальное подчинение Российской империи после 1809 года, шведско-финское дворянство сохранило свою власть в Финляндии и долгое время отдавало предпочтение шведскому языку. Стремясь ослабить зависимость от Швеции, российские власти стимулировали развитие финского языка, а интенсивная миграция сельских финнов в город быстро изменила демографический и языковой баланс в городе в пользу финнов. После 1917 года стало употребляться финское название Хельсинки. На советских картах 20-х — начала 30-х годов встречалось искажённое название — Гельсинки (оно же употребляется в современном украинском языке). Тем не менее, шведское меньшинство в столице сохраняется и поныне (6,2 % населения города), а шведский язык имеет статус официального наравне с финским.

0

6

Население
    1810: 4 070 человек
    1830: 11 100
    1850: 20 700
    1880: 43 300
    1900: 93 600
    1925: 209 800
    1960: 425 000
    2001: 559 718
    2008: 571 354

В 2002 году в городе проживали 305 196 человек трудоспособного возраста, из них 277 967 имели работу и 27 229 были безработными, уровень безработицы — 8,9 %.
Население (на 31 декабря 2003 года) — 559 330 человек, годовой прирост − 0,1 %. Прогноз: на 2010 — 572 648 чел., на 2020 — 589 604 чел., на 2030 — 597 640 чел.

0

7

Языковой состав
Долгое время Хельсинки развивался как преимущественно шведоязычный город. В 1870 году, когда Финляндия входила в состав Российской империи, преобладающими официальными языками в городе были: шведский — 57 %, финский — 25,9 %, русский — 12,1 %; употреблялись также немецкий (1,8 %) и прочие (3,2 %). К 1890 году из-за начала массовой миграции финских крестьян в города, политики российских властей на поддержание и развитие финского языка и частичной ассимиляции шведов соотношение языков было следующим: 45,6 % шведский, 45,5 % финский, 6 % русский и 2,9 % прочие. В настоящее время официальными в городе признаются два языка - финский и шведский, при этом 86 % населения города финноязычны, 6 % шведоязычны, около 4 % считают родным русский язык и ещё 4 % — прочие языки.
На шведском языке выходит газета Hufvudstadsbladet, вещают 2 шведоязычные радиостанции — YLE Radio Vega Mellannyland (с региональными программами) и YLE Radio X3M, кроме того, радиопрограммы на шведском выходят на местной радиостанции (финск. lähiradio, швед. närradio). Наземным способом вещают 2 шведоязычные канала — YLE FST5 (бесплатный, владелец — YLE) и SVT World (платный, владелец — общественный вещатель Швеции SVT); в кабельных сетях доступны и другие каналы из Швеции.
На русском языке вещает радио «Спутник».

0

8

Авиатранспорт
В Хельсинки действуют международные аэропорты Хельсинки-Вантаа и Хельсинки-Мальми .

0

9

Железнодорожный транспорт
В настоящее время проводятся исследования и ведутся работы по проектированию подводного железнодорожного тоннеля между Хельсинки и Таллином. Предположительная длина тоннеля составляет 60-80 км. На строительство тоннеля потребуется от 1 млрд до нескольких млрд. евро. Ориентировочный срок строительства 10-15 лет.

0

10

Морской транспорт
Хельсинки является крупным портом, откуда осуществляются международные пассажирские перевозки по всему Балтийскому морю. Паромные компании Tallink Silja, Viking Line, Finnlines, Stella Lines (Паром Julia) обеспечивают регулярные круглогодичные отправления в Таллин, Стокгольм, Росток, Любек/Травемюнде, Санкт-Петербург.

0

11

Общественный транспорт
Хельсинки отчётливо делится на две части — историческую западную и более современную восточную (Itä-Helsinki, Östra Helsingfors) — соединённые единственной линией метрополитена, а также обширной сетью автодорог.
Общественный транспорт представлен также трамваями (в центре и прилегающих к нему частях города), автобусами, пригородными поездами и муниципальными паромными линиями Кауппатори — Суоменлинна, Катаянокка — Суоменлинна и Хаканиеми — Суоменлинна. Общественный транспорт в городе управляется городским транспортным управлением Хельсинки (финск. HKL, Helsingin kaupungin liikennelaitos, швед. HST, Helsingfors stads trafikverk).

0

12

Образование
В Хельсинки находится крупнейший в стране Хельсинкский университет, а также ряд других высших учебных заведений, в которых учится 64 128 студентов (из них 38 454 в университете). Среднее образование обеспечивают 190 школ, из них 22 частных. Все данные приведены на 2003 год.

0

13

Сенатская площадь
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/Senaatintori_joulukuisena_aamuna_2004.jpg/200px-Senaatintori_joulukuisena_aamuna_2004.jpg
Сенатская площадь с Кафедральным лютеранским собором Святого Николая (1852, архитектор К. Л. Энгель), Университетом, зданием Сената и памятником российскому императору Александру II, расширившему права автономной Финляндии и даровавшего ей конституцию в 1863 году.

0

14

Успенский собор
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9c/Uspenski_Cathedral_Helsinki.jpg/180px-Uspenski_Cathedral_Helsinki.jpg
Собо́р Успе́ния Пресвято́й Богоро́дицы в Хельсинки — православный кафедральный собор Финляндской православной церкви.
Был построен по проекту русского архитектора А. М. Горностаева в псевдовизантийском стиле в 1868 году. Находится в Хельсинки, в момент постройки Гельсингфорсе Великого княжества Финляндского.
В настоящий момент является самым крупным православным собором Северной и Западной Европы (в момент постройки Финляндия была частью Российской империи).
Назван в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 2006 году купола собора были заново позолочены.

0

15

Крепость Суоменлинна
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/da/Suomenlinna.jpg/180px-Suomenlinna.jpg
Суоменлинна (финск. Suomenlinna — «Финская крепость») или Свеаборг (швед. Sveaborg — «Шведская крепость») — морская крепость, защищавшая с моря Гельсингфорс. Укрепления крепости построены на 7 скалистых островах, составляющих группу Wargskären (Волчьи шхеры). В настоящее время в качестве жилого района входят в состав города Хельсинки.
Укрепление Варгских шхер было решено шведским правительством после Абоского мира и в 1746 году было поручено генералу Августину Эренсверду, при содействии архитектора Тунберга. В 1748—1758 годах был сооружён теперешний Густавссверд; все работы закончены в 1770 году и обошлись в 25 млн риксдалеров.
В 1808 году во время русско-шведской войны крепость была осаждена русскими и сдана после непродолжительной осады. Свеаборг сдался 26 апреля, причём в руки победителей досталось 7½ тысячи пленных, более 2 тысяч орудий, огромные запасы всякого рода и 110 военных судов. В 1809 году Финляндия стала частью Российской империи (Фридрихсгамский мир) и Свеаборг стал русской крепостью, сохранив прежнее название.
В 1855 году во время Крымской войны Свеаборг подвергся бомбардированию со стороны англо-французского флота. 28 июля (9 августа) 1855 года неприятельский флот, подошедший к Свеаборгу, действовал в составе 10 линейных кораблей, семи парусных фрегатов, семи паровых фрегатов, двух корветов, одного брига, четырех судов 'особой конструкции', 16 бомбард, 25 канонерских лодок, двух яхт и трех транспортов. 9 августа началась интенсивная бомбардировка. После двухдневного артиллерийского боя эскадра ушла от Свеаборга, потеряв несколько мортирных кораблей и произведя незначительные пожары и разрушения в крепости. Гарнизон крепости потерял убитыми нижних чинов 44, ранеными 110, штаб-офицеров два, обер-офицеров три, контуженными — штаб-офицеров четыре, обер-офицеров 12, нижних чинов 18.
После Крымской войны в крепости проведена реконструкция, построены новые укрепления и артиллерийские позиции, установлены более современные орудия. В начале XX века в Свеаборге было около 1500 жителей, не считая гарнизона. Сообщение с Гельсингфорсом поддерживалось летом маленькими пароходами. в крепости располагались Станция русского военного флота, доки, арсеналы, матросская школа, казармы, цейхгаузы, пороховые погреба, резервуары пресной воды. Православный собор. В 1906 году в крепости произошло крупное восстание.
Во время гражданской войны в Финляндии (лето 1918) в крепости был концлагерь для финских красногвардейцев. Крепость была переменована в Суоменлинна («Финская крепость»). В 1933 году в крепости взорвался склад боеприпасов, погибло 12 человек. Во время советско-финской войны крепость несколько раз бомбила советская авиация. В 1973 устаревшая крепость была передана гражданским властям.
В настоящее время Суоменлинна является одной из основных достопримечательностей Хельсинки. На островах бывшей крепости располагается несколько музеев, военно-морская академия финского флота и тюрьма облегчённого режима, заключенные которой работают на поддержание крепости в порядке. В составе укреплений — многочисленная артиллерия времён развития крепости, причём все пушки отлиты в России и надписи на них только на русском языке, преимущественно Пермского оружейного завода. В музее сохранились 6-дюймовая осадная пушка образца 1904 года и другие орудия. На островах живет около 900 человек. Паромы между Хельсинки и Суоменлинной считаются городским транспортом Хельсинки.

0

16

Зоопарк Коркеасаари
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/0/08/Kartta.jpg/300px-Kartta.jpg
Ко́ркеасаари (финск. Korkeasaari, швед. Högholmen) — зоопарк на одноимённом острове в Хельсинки. Один из самых северных и старейших зоопарков мира. На начало 2007 года в зоопарке насчитывалось около 200 видов различных животных, причём количество особей превышало 2000, а так же более 1000 различных видов растений. В коллекции зоопарка более 20 редких и вымирающих видов животных.
Зоопарк является членом Европейской асссоциации зоопарков и аквариумов (EAZA), Всемирной ассоциации зоопарков и аквариумов (WAZA), Международной ассоциации зоологов (IZE), а так же активным участником Европейской программы по сохранению вымирающих видов (EEPs).
Зоопарк находится на острове Коркеасаари, к востоку от центра Хельсинки. Площадь, занимаемая зоопарком составляет более 22 га. Функционирует зоопарк круглый год и является одной из самых популярных достопримечательностей финской столицы. Летом с центральной площади Хельсинки к зоопарку регулярно ходит паром. Зимой добраться до зоопарка можно на метро или автобусе.
Эмблема зоопарка — снежный барс.

0

17

Церковь Темппелиаукио
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e2/Eingang_Felsenkirche_Helsinki.jpg/180px-Eingang_Felsenkirche_Helsinki.jpg
Церковь Темппелиаукио (финск. Temppeliaukion kirkko; также Темпелплатс, швед. Tempelplatsens kyrka) — лютеранская приходская церковь в Тёёлё, одном из центральных районов Хельсинки. Церковь была спроектирована и построена архитекторами братьями Тимо и Туомо Суомалайненами. Освящена 1969 году.
Temppeliaukio или Tempelplats (Храмовая площадь) была выбрана для строительства новой церкви в 1930-ые годы, но план Й. С. Сирена, победителя второго тура конкурса на лучший проект не был реализован в связи с началом Второй мировой войны, которая началась в 1939 году. После войны в 1961 был повторный конкурс проектов нового церковного здания, который выиграли братья Тимо и Туомо Суомалайнены. Из экономических соображений, внутреннее пространтство церкви было сокращано примерно на одну четверть от первоначального плана. Строительство началось в феврале 1968 года и церковь-в-скале была готова для освящения в сентябре 1969 года.
Внутреннее пространство церкви было вырублено в скале, но в здании много естественного света, проникающего через стеклянный купол. Церковь часто используется как место проведения различных концертов из-за её превосходной акустики. Акустическое качество обеспечивается грубыми, фактически необработанными скальными поверхностями. Подобное оформление интерьера отсутствовало в первоначальном плане, но дирижёр Пааво Берглунд и акустик Маури Парьё предложили внести изменения в проект. Пространство за алтарём ограничено величественной каменной стеной, возникшей естественной путём после после таяния ледника.
Церковь Темппелиаукио — одна из самых популярных достопримечательностей в городе. В год это место посещает более полумиллиона человек. Сохранение первозданного ландшафта площади — фундаментальная концепция расположения здания. Особенный выбор формы сделал эту церковь излюбленным объектом профессионалов и любителей архитектуры.
Внутри здания имеется орган, состоящий из 43 труб (мастер — Вейкко Виртанен).
В отличии от традиционных церквей, в церкви Темппелиаукио отсуствтуют колокола, и имитация кололькольного звона, осуществлённая Танели Куусисто, создаётся громкоговорителями, расположенными на внешней стене здания.
Однако, строительство церкви не обошлось без эксцессов. Молодые люди наносили на стены строительной площадки граффити BIAFRA, думая, что таким образом они привлекут внимание общественности к голоду в Африке.
Благодаря своей приземистой форме и непроницаемой каменной конструкции церковь иногда называют бункер антидьявольской защиты (финск. Piruntorjuntabunkkeri).
29 июня 2006 года здесь была проведена первая в Финляндии металлическая месса, когда церковные песнопения исполнялись под аккомпанемент тяжелого рока.

0

18

Города-побратимы
    * Санкт-Петербург, Россия (1993)
    * Баку (азерб. Bakı), Азербайджан

0

19

Городской музей Хельсинки
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e0/Sofiankatu_4_Helsinki.jpg/200px-Sofiankatu_4_Helsinki.jpg
Городской музей Хельсинки (финск. Helsingin kaupunginmuseo, швед. Helsingfors stadsmuseum) — исторический музей, посвящённый городу Хельсинки. На выставках представлены этапы развития Хельсинки от маленького города до столицы страны.
В главном здание музея представлена выставка «Helsinki Horizons», которая представляет более чем 450-летнюю историю города. Здание находится в самом центре города, рядом с Кафедральным собором, на улице, выходящей на Сенатскую площадь. Адрес: Sofiankatu 4, 00170 Helsinki / Sofiegatan 4, 00170 Helsingfors

0

20

Тоннель между Хельсинки и Таллином
Тоннель Хельсинки-Таллин — проект соединения железнодорожным тоннелем столиц Эстонии и Финляндии под дном Финского залива.
Согласно результатам предварительных исследований протяжённость тоннеля между Хельсинки и Таллином, в зависимости от выбора трассы, должна быть не менее 60-80 км, из которых 50-70 км пройдут под водой. По мнению авторов исследования, для обслуживания тоннеля требуется строительство искусственного острова площадью 6 га, на которых следует разместить ветрогенераторы для обеспечения электроснабжения тоннеля. Ориентировочный срок строительства тоннеля - 10-15 лет [1].
На международных форумах проект данного тоннеля наиболее интенсивно продвигается мэрами Таллина Эдгаром Сависааром и Хельсинки Юсси Паюненном. 28 марта 2008 года мэрами двух столиц был подписан протокол о намерениях. Оба города предложили выделить по 100 тыс. евро на предварительные исследования [2], хотя профильные министры этих стран отказались предоставить какое-либо финансирование. Инициаторы проекта планировали подать заявку в ЕС на финансирование технико-экономического обоснование проекта стоимостью 500-800 тыс. евро. 13 января 2009 года заявка в ЕС была подана, однако был получен отказ на финансирование данного проекта. Тем не менее столицы собираются финансировать данное ТЭО самостоятельно.
Слабым местом проекта считается отсутствие обоснованных прогнозов на среднесрочное будущее относительно грузопотоков. Мэр Хельсинки считает, что тоннель имел бы смысл лишь как составная часть будущей модернизированной железнодорожной грузовой трассы Rail Baltica, соединяющей Хельсинки, Санкт-Петербург, Таллин и Берлин. При разработке ТЭО предусматривается рассмотреть и альтернативный проект - соединение Таллина и Хельсинки железнодорожным паромом.
Предварительная стоимость тоннеля колеблется от 1 млрд. евро, в случае его реализации исключительно в грузовом варианте, до нескольких миллиардов евро, если тоннель будет приспособлен и для пассажирского сообщения.
Строительство Евротоннеля между Францией и Великобританией длинной 50 км, открытого в 1994 году обошлось инвесторам проекта в 4,6 млрд британских фунтов и заняло 6 лет.
Самым длинным в мире тоннелем в настоящее время является железнодорожный тоннель Сейкан (Seikan) в Японии. Он открылся в 1988 году и стоил 3,6 млрд.$. Как и тоннелю через Ламанш ему приходится бороться за рентабельность в условиях конкуренции с дешёвым авиационным и паромным сообщением.

0