Собачий форум (форум о собаках, кошках и не только)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Харьков

Сообщений 1 страница 20 из 80

1

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/8/8f/Kharkov_Galana_St..JPG/340px-Kharkov_Galana_St..JPG
информация и фото с сайта http://ru.wikipedia.org
Ха́рьков (укр. Ха́рків) — крупнейший город на востоке Украины, административный центр Харьковской области. Население — 1,47 млн. человек, площадь города — 310 км².
Второй по величине город Украины, в 1918—1919 столица Донецко-Криворожской советской республики в составе РСФСР, с декабря 1917 по март 1918 и с 1919 по 1934 гг. — столица УССР, самый крупный город Земли на 50-й параллели.
Крупнейший научный, индустриальный, транспортный и студенческий центр Украины; второй после Киева культурный центр. Был третьим по величине индустриальным, научным и транспортным центром СССР после Москвы и Ленинграда. 60 научно-исследовательских институтов, 45 высших учебных заведений, включая Харьковский университет, шестой в Российской империи, основанный в 1805, и политехнический институт, второй в Российский империи, основаный в 1885; 16 музеев, городская картинная галерея, 6 государственных театров, 80 библиотек.
Город награждён орденом Ленина в декабре 1970 года и орденом Октябрьской Революции в августе 1983.

0

2

Предыстория города
В раннем средневековье на территории Харьковской области жили кочевые племена: аланы, хазары, печенеги, половцы. Некоторые историки полагают, что половецкая столица Шарукань — этимологический источник названия города Харькова. По одним данным, название города пошло от реки Харьков, по другим — от легендарного казака Харько.

0

3

Харько
Мифический казак XVI, начала XVII или даже XVIII века Харько, по имени которого якобы назван город и которому воздвигнута в 2004 году в начале проспекта Ленина конная статуя работы З. Церетели, по поздней легенде, приведённой Н.Костомаровым (1881), был казачьим сотником, грабителем имений.[1] По другой поздней легенде, записанной Е.Топчиевым (опубликована в 1838), которую раскритиковал как недостоверную Д.Багалей, утонул близ будущего Змиёва в реке Северский Донец: «Не приходиться быть первому поселению при реке Лопани, иначе город Харьков назывался бы Лопанью или река Лопань — Харьковом. Ещё дед моего деда зашёл в этот край и именно в окрестности Харькова, когда было здесь мало народу… Первый поселенец… поселился при ней [Белгородской кринице] хутором… И этот первый поселенец был Харько… Когда именно жил Харько, неизвестно, но говорили, что назад тому более 200 лет…[от 1838] Он был не из простых. Вышел из Польши начальником нескольких семей [православных]… Однажды… настигнул их [татар] около нынешнего города Змиёва. Отбил добычу и освободил пленных. Но, угнавшись за самыми татарами на ту сторону Донца, был подавлен большим числом собравшихся неприятелей и потонул в Донце, на обратной переправе с двумя своими сыновьями. Татары, наконец, проникли в скрытное убежище поселения Харька и разорили его совершенно… После этого заселение Харька оставалось долго впусте. Говорили также, что самые татары, первые, называли его именем реку, при которой он жил». (этого не может быть, поскольку гидроним Харьков намного старше).
Согласно «Топографическому описанию Харьковскому наместничеству» (1785) ответом на восьмой вопрос анкеты «Ежели можно справится о его [города] начале, кем, когда и на какой случай построен, и какими людьми спервоначалия быль заселен» являются следующие слова (дословно): «За подлинно неизвестно, но естьли поверить молве, то на сем месте завел себе хутор некто из зажиточных малороссиян, но кто он был таков, откуда и когда, о том сведений нет, именем Харитон, а по просторечию Харько, от котораго якобы сей город и река звание свое получили». Но в следующем «Описании…», 1787 года, нет никакого Харько, написано коротко и ясно: «Построен в царствование царя Алексея Михайловича 1653 году».
В печатном «Топографическом описании Харьковскаго наместничества с историческим предуведомлением…» 1788 года издания сказано, что город получил своё название по реке: «Губернской город Харьков, привилегированный, называется по речке Харькову, при которой он расположен».

0

4

Харьковские острог и крепость
Современный город возник на возвышенном плато водораздела рек Харьков и Лопань на месте разрушенного древнерусского городища окружностью не менее 530 саженей, со множеством подземных ходов — сначала как небольшая крепость Московского государства для защиты границ от набегов кочевников. Согласно «Описанию городов и знатных местечек в провинциях Слободской губернии в 1767—1773 годах» губернской канцелярии: «Начало населения сего города [Харькова] в 7138 [от сотворения мира, 1630 от Р. Х.] году, в котором первые начали собираться на поселение малороссияне из-за днепровских польских и малороссийских городов; первый из них был осадчий Иван Каркач, и городок был построен деревянный, с таким укреплением, каково в тогдашнее время служить могло единственно к убежищу от неприятельского татарского нападения».
Около этой крепостцы в 1653 (по другим данным — в 1651, именно эта дата на знамени Харьковского казачьего полка[8]) поселились переселенцы из Правобережной Украины и Надднепровья, которые бежали в пределы Московского государства от руины времен восстания Богдана Хмельницкого (Хмельнитчины).
Первый харьковский острог перестраивали в харьковскую крепость под начальством первого воеводы города Воина Селифонтова. Первоначально построен он был («неправильно», не по плану) в 1654-1656 годах, перестроен и расширен под его руководством до 1660. В 1658 (по данным Н.Дьяченко — уже в 1655) году по именной описи в Харькове проживало 587 взрослых «душ мужеска пола», служивших в полку.
Около 1669 года получил название «полковаго города Харьковского козачьего полка». С момента учреждения Слободской губернии в 1765 году — губернский город.

0

5

Харьков в XVIII — начале XX века
После учреждения губернии становится её центром (1765). Город был военно-оборонным и ремесленно-земледельческим центром. В 17 веке город стал центром проведения многочисленных ярмарок, и постепенно превратился в торгово-ремесленный, а позже и фабрично-заводской центр. К 1837 в Харькове насчитывалось свыше семидесяти промышленной предприятий: мельниц, салотопок, винокуренных и кожевенных заводов. В середине XIX века в городе проживало свыше 30 тысячи жителей. Стимулом экономического развития послужила прокладка через город железных дорог (1869), особенно Курско-Харьковско-Азовской и линии Киев — Харьков. Город стал не только железнодорожным узлом, с 1896 года и центром паровозостроения.
В 1780—1796 — центр Харьковского наместничества. В течение XVIII—XIX веков — торговый, культурный и промышленный центр Слободской Украины.
В 1789 г. в Харькове открывается первый в Малороссии стационарный театр, в 1805 — второй на нынешней территории Украины университет, в 1885 — технологический институт (сейчас — НТУ «Харьковский политехнический институт»), в 1912 — Высшие коммерческие курсы (Харьковский коммерческий институт).
Здравоохранение в городе активно развивалось. Так, на его окраине располагалась Сабурова дача — крупнейшая психиатрическая больница Российской империи. В 1869 году открывается первая городская больница со стационаром, доступная для малообеспеченного населения — Александровская больница.

0

6

Харьков в период Первой мировой и Гражданской войн
С 1918 по 1919 год Харьков был столицей Донецко-Криворожской Республики в составе РСФСР, с 1919 по 1934 — Украинской Советской Социалистической Республики.

Конец 1917 года
24 декабря н.ст. 1917 г. в здании Дворянского собрания открылся Первый Всеукраинский съезд Советов. Съезд принял решение о признании на Украине всех декретов и постановлений ленинского правительства Российской Федерации и провозгласил советскую Украину федеративной частью Советской России.

1919 год
25 июня 1919 года город заняла белая Добровольческая армия. Наступление велось со стороны Основы по Московскому проспекту. Первым в центр города вступил знаменитый Дроздовский полк под командованием Антона Туркула.
В день вступления белых в город у стен Городской Думы погиб экипаж красного броневика Остин-Путиловец «Артем» (командир — Ю.Станкевич).
Главнокомандующий Вооружёнными Силами Юга России Антон Иванович Деникин сразу после взятия Харькова Добровольческой армией присутствовал на торжественном молебне, посвящённом освобождению города, на площади перед Никольским собором. Жителями города Главкому были преподнесены хлеб-соль на специальном блюде, которое сейчас хранится в Центральном музее Вооружённых Сил.
В здании Дворянского собрания в 1919 году размещался штаб Добровольческой армии ген. Май-Маевского и происходило действие книги Болгарина и Северского Адъютант Его Превосходительства.

0

7

Столица УССР
В качестве столицы Советской Украины Харьков быстро застраивался, стремительным был и рост населения города. В 1917 году в Харькове жило 279 тысяч человек, в 1939—833 тысячи. Индустриальный Харьков рос в юго-восточном направлении, именно тут накануне Первой мировой войны возник крупный промышленный район. В 1934 году был принят генеральный проект планировки Харькова. По своему экономическому развитию город стал третим после Москвы и Ленинграда индустриальным центром СССР. Машиностроение Харькова до Великой Отечественной войны давало около 40 % продукции всей машиностроительной промышленности Украины и до 5 % — СССР.

0

8

Харьков в годы Великой Отечественной войны
Оккупация
Харьков был наиболее населённым на момент оккупации городом Советского Союза, побывавшим в оккупации во время Великой Отечественной войны. Население города 1 мая 1941 года составляло 901 тысячу человек, перед оккупацией в сентябре 1941 вместе с эвакуированными составляло 1 млн 500 тыс.[12] (больше, чем сейчас), после освобождения в августе 1943 г. — 180—190 тысяч человек (по данным Н. С. Хрущёва, 220 тысяч).
Город был оккупирован 24 октября 1941 года силами 6-й армии вермахта под командованием Вальтера фон Рейхенау, 55-м армейским корпусом Эрвина Фирова (который стал комендантом города после взрыва Георга фон Брауна). Обербургомистром был назначен немецкий полковник Петерскнотте, который, однако, вскоре передал свои полномочия А. И. Крамаренко. Последний оказался плохим администратором, не сумел справиться ни с задачами снабжения, ни бороться с советским подпольем.
Впервые в истории Великой Отечественной войны здесь при отступлении советской армией были применены радиоуправляемые мины. Самый известный взрыв радиоуправляемой мины был совершён по сигналу советского минёра Ильи Старинова из Воронежа в 3:30 ночи 14 ноября 1941 года. На воздух во время банкета взлетел германский штаб по улице Дзержинского, 17 (партийный особняк, в котором жили секретари КП(б)У: сначала Косиор, затем Хрущёв) вместе с командиром 68-й пехотной дивизии вермахта, начальником гарнизона и комендантом города генерал-лейтенантом Георгом фон Брауном, братом знаменитого ракетчика Вернера фон Брауна. Немецкие сапёры во главе с инженер-капитаном Гейденом, разминировавшие здание и обезвредившие ложную мину, заложенную под огромной кучей угля в котельной особняка, были обвинены в измене и расстреляны. В отместку за взрыв немцы повесили пятьдесят и расстреляли двести заложников-харьковчан.
В саду Шевченко аллею от Ветеринарного института до памятника Шевченко немцы превратили в воинское захоронение для высоких военных чинов. (По прусским военным традициям захоронение часто устраивается в центре города). В харьковском саду были похоронены минимум два фашистских генерала: в ноябре 1941 — взорванный Ильёй Стариновым Георг фон Браун, надгробие над могилой которого было похоже на мавзолей; и в июле 1943 — командир 6-й танковой дивизии Вальтер фон Хунерсдорф, раненый 14 июля под Белгородом во время Курской битвы и умерший после операции в Харькове 19 июля; на его похоронах присутствовал фельдмаршал фон Манштейн.
Немцы собирались устроить на аллее сада «пантеон германской военной славы». После окончательного освобождения города, в 1943 году, оккупационное кладбище было уничтожено.

Бои за город
Харьков был оккупирован 24 октября 1941 года силами 6-й армии вермахта под командованием Вальтера фон Рейхенау. Город был сдан почти без боя, из-за предшествующей катастрофы под Киевом. Бои шли в центре, на улице Университетской (основная точка обороны — Центральный Дом Красной Армии), и на Холодной Горе.
В январе 1942 РККА предприняла наступление южнее города, в районе Изюма. С изюмского плацдарма командование Юго-Западного фронта намеревалось осуществить Харьковскую операцию по окружению и дальнейшему уничтожению противостоящей 6-й армии. Эта операция, начатая 12 мая 1942 г., завершилась катастрофой: в окружение и плен попали значительные силы наступавших советских войск.
В феврале 1943 г., развивая наступление Советской Армии, начатое после Сталинградской битвы, Харьков был освобожден силами Воронежского фронта под командованием генерала Ф. И. Голикова. Однако последовавшее вскоре контрнаступление немецких войск в марте 1943 года привело к повторной сдаче города (15 марта). На этот раз группе состоящей из первой и второй дивизий СС под командованием генерала П.Хауссера.
В августе 1943 город был освобожден окончательно действиями 69-й армии Воронежского фронта, 57-й армии Юго-Западного фронта и 7-й гвардейской армии Степного фронта. День освобождения Харькова, 23 августа, с тех пор становится городским праздником, в 1980-х годах названным Днём города.
23 августа 1943 немцы отступили из города на южную окраину и в район аэропорта, при этом каждый день обстреливая артиллерией центр Харькова. В ночь с 27 на 28 августа по Змиевской улице группировка генерала Кемпфа, состоящая из мотопехоты при поддержке танков после короткой артподготовки предприняла попытку отбить город.[16] Их остановили в районе нынешнего автовокзала (Левада) и отбросили обратно. Только после этого, 30 августа, был проведён митинг в честь освобождения Харькова с участием Конева, Жукова и Хрущёва.
В четырёх битвах за Харьков и за время его двукратной оккупации СССР и Германия потеряли больше людей, чем где-либо ещё в истории Второй мировой, включая Сталинград. Городские старожилы утверждают, что Харьков не стал городом-героем потому, что Сталин считал позором для РККА освобождение Харькова лишь с третьей попытки.
Вскоре после освобождения, в декабре 1943 года, в Харькове состоялся первый в мировой истории открытый судебный процесс над военными преступниками.

Разрушения города в результате военных действий
Харьков в результате войны оказался одним из самых разрушенных городов в Европе. Были уничтожены десятки памятников архитектуры, вывезены в Германию многочисленные художественные ценности, в том числе картины и гравюры Рубенса, Веласкеса, Дюрера, Ван Дейка из художественного музея. Посетивший город в 1943 году «красный граф» писатель Алексей Толстой писал: «Я видел Харьков. Таким был, наверное, Рим, когда в пятом веке через него прокатились орды германских варваров. Огромное кладбище…»
Немцы при отступлении в 1943 году не смогли взорвать железобетонный Госпром — так прочно он был построен. В Доме проектов (сейчас новое здание университета) были уничтожены все перекрытия, бывшие деревянными, и полностью разрушено крыло, обращённое к зоопарку. Не подлежали восстановлению первый в мире Дворец пионеров, Центральный дом РККА, Пассаж и вся застройка спуска Халтурина, гостиница «Красная», здание КП(б)У, музей имени Сковороды, Южный вокзал и множество других. Было уничтожено полтора миллиона квадратных метров только жилья. В зоопарке перед войной жили более 5000 животных, а после освобождения в августе 1943 их осталось менее ста пятидесяти, из которых более-менее крупных всего десять (четыре медведя, пять обезьян и один волк); во время войны уничтожено пять тысяч животных.
Общий ущерб городу составил 33,5 миллиарда рублей. Западные эксперты предсказывали, что на восстановление города понадобится 50 лет..
Пустыри и развалины на месте разрушенных кварталов напоминали горожанам о войне вплоть до середины 1960-х годов. На одном из памятников в Харькове высечены слова: «Герои не умирают. Они обретают бессмертие и навсегда остаются в памяти нашей, в свершениях наших, в великих деяниях грядущих поколений. Жизнью своей потомки обязаны им».

0

9

Харьков в 1945—1991 годах
В 1946 году был принят новый генеральный проект планировки и реконструкции города.
В 1965 году в городе было 2250 улиц, переулков и площадей.

0

10

Харьков в годы независимой Украины (1992—2008)
С момента независимости Украины в Харькове впервые за всю его историю в мирное время наблюдается депопуляция населения. За 17 лет население уменьшилось на 155 тысяч человек (с 1,610 милииона в конце 1991 года до 1,455 млн. в феврале 2009).

0

11

Административно-территориальное деление
Город состоит из 9 административных районов:
    * Октябрьский (создан в 1917, также называемый Жовтневый). Назван в честь Октябрьской революции 1917 года.
    * Ленинский (1918, до 1924 Ивано-Лысогорский). Назван по имени исторических районов города Ивановки и Лысой Горы, затем В. Ленина.
    * Дзержинский (1932). Назван именем Ф. Дзержинского, финансировавшего строительство Госпрома в этом районе.
    * Киевский (1932, до 1957 Кагановичский). Назван в честь «украинизатора» Л. Кагановича, затем города Киева.
    * Червонозаводской (1932, Краснозаводский). Название дано исходя из того, что изначально в состав района входила территория Завод им. Малышева (тогда ХПЗ имени Коминтерна) - одного из крупнейших заводов города. Позже территория завода перешла в Коминтерновский.
    * Орджоникидзевский (1936). Назван в честь С. Орджоникидзе, организовавшего строительство ХТЗ в этом районе.
    * Московский (1937, до 1961 Сталинский). Назван в честь И. Сталина, затем города Москвы.
    * Коминтерновский (1938). Назван именем III Коммунистического Интернационала.
    * Фрунзенский (1973). Назван именем полководца M. Фрунзе, командовавшего Южным фронтом, штаб которого в 1920 находился в Харькове.

0

12

Крупнейшие предприятия
    * ГП Завод имени Малышева. Основан в 1895 году Русским Паровозостроительным и Механическим акционерным обществом как «Харьковский паровозостроительный завод» (ХПЗ) для производства паровозов и различных запчастей к ним. В настоящее время — предприятие транспортного и энергетического машиностроения, работающее в следующих направлениях: гусеничная специальная и транспортная техника; колесная специальная и транспортная техника; двигатели внутреннего сгорания; продукция производственного назначения;товары бытового назначения.
    * ГП Завод Электротяжмаш. Основан в 1946 году как предприятие по разработке и выпуску мощных гидрогенераторов, гидрогенераторов-двигателей, турбогенераторов для тепловых и атомных электростанций, электродвигателей для приводов прокатных станов, шахтных подъемников, буровых установок, снегоочистителей экскаваторов, кранового оборудования, приводов станков, водяных насосов оросительных каналов.
    * ГП Харьковский электромеханический завод . В 1888 году на базе купеческих мастерских Риге создан «Русско Балтийский электротехнический завод». До 1915 года, меняя структуру и собственников (1898 — электрическая компания «УНИОН», 1904 — германская фирма «AEG», 1905 — акционерное русское общество «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ), изготавливал электрооборудование для военно-морских судов. В 1915 году из-за войны завод передислоцирован в Харьков. С этого времени начался период преобразования в многопрофильное электротехническое предприятие. 20 декабря 1917 переименован в «Электросила — 1». C 1925 государственное предприятие « Харьковский электромеханический завод» — ХЭМЗ. Всего с участием ХЭМЗа было создано 19 предприятий в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Грузии. Кроме электрооборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, «ХЭМЗ» выпускает комплектные устройства (станции управления, щиты, шкафы управления) для оснащения механизмов; электромагнитные контакторы и автоматические выключатели.
    * ЗАО Завод Южкабель. Основан в 1943 году, сразу после освобождения Харькова. Сегодня «Южкабель» — крупнейшее предприятие по выпуску кабельно-проводниковой продукции на Украине. Предлагает более 12000 марко-размеров изделий собственного производства.
    * АО ХАРП (Харьковский подшипниковый завод). Завод по выпуску подшипников. Обеспечивает своей продукцией атомные и тепловые электростанции, нефтяные месторождения и угольные шахты, метрополитены и новостройки, железные дороги и городской транспорт. Сегодня Харьковский подшипниковый завод (бывший ГПЗ-8, ныне — ХАРП) занимает лидирующее положение среди предприятий подшипниковой отрасли стран СНГ.
    * ОАО Турбоатом. Головная научная организация энергомашиностроительного комплекса Украины, входит в число ведущих турбостроительных фирм мира. Предприятие специализируется на выпуске паровых турбин (паровая турбина) для тепловых электростанций, атомных станций, гидравлических турбин для гидроэлектростанций и гидроаккумулирующих электростанций, газовых турбин для ТЭС и паровых установок и другого энергетического оборудования.
    * ОАО Харьковский тракторный завод (ХТЗ) Первый трактор с конвейера сошел 1 октября 1931 года. В настоящее время ХТЗ выпускает трактора, дорожно- строительную технику, продукцию для кузнечного и литейного производства, запасные части.
    * ГП Харьковский приборостроительный завод имени Т. Г. Шевченко (ХПЗ). Многопрофильное, современное структуризированное приборостроительное предприятие с юридически самостоятельными подразделениями, имеет высокую степень интеграции c подавляющим большинством замкнутых производственных циклов. Численность работающих на предприятии составляет порядка 3 тыс. человек. Основные виды продукции: телефонные станции, средства телекоммуникации, охраны и сигнализации, АСУ, вычислительные комплексы, бытовая электронная аппаратура и пр.
    * ХАЗ — Харьковский авиационный завод.
    * Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» (Феликс Эдмундович Дзержинский). До середины 90-х выпускал знаменитые фотоаппараты «ФЭД». В настоящее время специализируется на производстве агрегатов для авиационной техники.
    * ХЭЛЗ — Харьковский электротехнический завод.
    * Харьковский вагоноремонтный завод — завод, специализирующийся на ремонте пассажирских вагонов и выпуске запасных частей.
    * Харьковская бисквитная фабрика
    * ОАО Автрамат (Харьковский завод "Поршень") —. Предприятие, специализирующееся на производстве поршней для различных видов автомобилей, сельскохозяйственной техники, водного и железнодорожного транспорта.

0

13

Исчезнувшие в результате кризиса и реформ 1990-х гг. предприятия
    * Кондиционер (завод), НИИ и завод. Снесен в 2005—2006 гг.
    * Серп и молот, первоначально Гельферих-Саде, моторостроительный завод, выпускавший рядные дизели марки СМД для сельськохозяйственной техники — тракторов и комбайнов. Территория продана как технопарк в начале 2007.
    * Хартрон — НПО, системы управления ракет и космических кораблей, сейчас банкрот. Разделено на 16 частей: «Хартрон-Аркос», «Хартрон-Альфа», «Вестрон», «Хартрон-Инкор», «Хартрон-Инкорпорейтид», «Хартрон-Орбита», «Хартрон-Плант», «Хартрон-Сигма», «Хартрон-Экспресс», «Хартрон-Электросвязь», «Элон-ТТ», «Хартрон-Энерго», «Хартрон-Юком», «Хартрон-Электроавтоматика», «Хартрон-Консат», «Хартрон-Виолис».
    * ХЗТД — Харьковский завод тракторных двигателей. Банкрот с 2005 года.
    * Ивановский пивоваренный завод. Взорван в марте 2007 года.
    * Харьковский элеватор. Банкрот с 1995 года.
    * Проектно-технологическое бюро Минприроды Украины. Расформировано в 1995 году. Все основное имущество и документация передано в инженерно-экологический фонд Минприроды Украины.
    * Харьковский кожевенный завод.
    * Харьковский домостроительный комбинат № 1. Крупнейшее предприятие по производству сборного железобетона и строительству. С 60-х по 80-е гг. 20-го века построены жилые микрорайоны Павлово Поле, Салтовка, Алексеевка.

0

14

Исчезнувшие в результате кризиса и реформ 1990-х гг. высшие учебные заведения
    * ВИРТА — Военная инженерная радиотехническая академия имени Л. А. Говорова, маршала Советского Союза. Закрыта в 1996 году. Здание передано ХГУ.
    * ХВВКИУ РВ — Харьковское Высшее Военное командно-инженерное училище ракетных войск стратегического назначения. Закрыто в 2003 году.
    * Харьковское Высшее Военное Авиационное училище летчиков имени Грицевца (Рогань). Переформировано в 2001 году.
    * Харьковское Высшее Военное Авиационное училище летчиков —ХВВАУЛ (Чугуев) было объединено с Харьковским высшим военным авиационным инженерным училищем ХВВАИУ и Харьковским высшим военным авиационным училищем связи ХВАУС и преобразовано в Харьковский институт летчиков ХИЛ.
    * Военно — вертолётное училище (Волчанск). Закрыто в 1996. На этом месте теперь районный рынок.

0

15

Академическая наука
    * ИПМаш — Институт проблем машиностроения им. А. Н. Подгорного Национальной Академии Наук Украины.
    * ННЦ ХФТИ — Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт» (впервые в СССР расщеплено атомное ядро).
    * Физико-технический Институт низких температур имени Б. И. Веркина Академии Наук Украины.
    * Научно-технологический комплекс «Институт Монокристаллов» Академии Наук Украины.
    * Обсерватория Харьковского университета.
    * Гипросталь — государственный институт промышленности «Сталь». C 2004 г. структурно входит в состав УкрГНТЦ «Энергосталь» — Украинского государственного научно-технического центра по технологии и оборудованию, обработке металлов, защите окружающей среды и использованию вторичных ресурсов для металлургии и машиностроения «Энергосталь».
    * Институт радиофизики и электроники имени Усикова Академии Наук.
    * Радиоастрономический институт имени академика С. Я. Брауде Академии Наук . Располагает крупнейшим в мире (эффективная площадь 150 000 кв.м) радиотелескопом декаметрового диапазона УТР-2, расположенным недалеко от пос. Граково Харьковской области.
    * Академия правовых наук Академии наук Украины (единственная отраслевая академия, расположенная вне Киева).
    * Институт проблем криобиологии и криомедицины Академии Наук (Лысая Гора)
    * УкрНИИгаз — Украинский научно-исследовательский институт природных газов.

0

16

Высшие учебные заведения
Харьков считается столицей студенчества Украины. Здесь в 1805 году открылся первый в Малороссии, шестой в Российской империи и второй на нынешней территории Украины Императорский университет — ныне университет имени Каразина; в 1885 - второй в Российской империи технологический институт (раньше, чем в Санкт-Петербурге). По состоянию на 2004 год в городе работало около 80 высших учебных заведений (из них большинство «ненастоящих» — ПТУ и техникумы, записанные приказом Министерства образования и науки Украины в 2000-х годах в вузы низшего уровня аккредитации), в которых учится больше 230 тыс. студентов. [1]
    Количество «настоящих» государственных вузов города на 1941 год - 36, на 1991 год (без училищ МВД и военных) — 21.
    Количество государственных средних специальных учебных заведений города на 1991 год — 40.

0

17

Транспорт
Крупный транспортный узел (железные и шоссейные дороги, международный аэропорт). В Харькове действует разветвлённая сеть уличного общественного транспорта: маршрутных такси, автобусов, троллейбусов, трамваев. С 1975 г. действует метрополитен, состоящий из 3 линий, общая длина 35,6 км. Сооружается очередная ветка на Алексеевской линии метро : от станции «23 августа» до станции «Алексеевская» (пуск запланирован на август 2009 г.). Данный перегон станет одним из самых длинных в городском метрополитене и превысит 2 км.

0

18

Театры и концертные залы
    * Харьковский украинский драматический театр имени Шевченко
    * Харьковский русский драматический театр имени Пушкина
    * Академический театр оперы и балета им. Лысенко
    * Харьковский театр кукол имени Афанасьева
    * Харьковский театр музыкальной комедии
    * Харьковский театр юного зрителя
    * Театр P.S.
    * Театр «Новая сцена»
    * Дом органной и камерной музыки (Успенский собор)
    * Харьковская областная филармония
    * «Театр 19»
    * Театр «Мадригал»

0

19

Музеи
    * Харьковский исторический музей (ул. Университетская, 5).
    * Харьковский художественный музей (ул. Совнаркомовская, 11).
    * Харьковский литературный музей (ул. Фрунзе, 6).
    * Харьковский музей природы (ул. Тринклера, 8).
    * Харьковский частный музей городской усадьбы (как музей не существует, ул. Веснина).
    * Научно-просветительский музей сексуальных культур мира (ул. Мироносицкая, 81а).
    * Анатомический музей.
    * Музей археологии при университете.
    * Музей истории органов внутренних дел.
    * Музей истории Южной железной дороги (ул. Котлова, 83).
    * Музей истории пожарной службы Харькова.
    * Музей городского транспорта.
    * Музей КП "Вода" (ул. Большая Гончаровская).
    * Музей "Скорой помощи" (ул. Краснооктябрьская).
    * Харьковский музей кукол (пл. Конституции).
    * Музей народного искусства Слобожанщины (ул. Совнаркомоская, 9).
    * Харьковский музей Холокоста.
    * Музей-квартира семьи Гризодубовых (пропала в пожаре 2008 г., ул. Мироносицкая).
    * Клуб-музей Клавдии Шульженко (пер. Байкальский, 1).

0

20

Галереи
    * Городская художественная галерея
    * Галерея «АВЭК»
    * Выставочный зал «Маэстро»
    * Галерея «Дабо»
    * Культурный центр имени Рериха

0