Билет № 12
1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем.
2. Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
3. Назовите пропущенные термины:
1) Двухслойный зародыш с полостью внутри - …
2) Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …
3) Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - …
4) Третий зародышевый листок – это…
5) Наука о зародышевом развитии – это…
Билет № 13
1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причина и профилактика.
2. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, роль человека в них.
3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
Билет № 14
1. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем.
2. Размножение, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.
3. Распределите соответствующие утверждения:
А) Драка собак из-за корма
Б) Гиены и грифы делят падаль
В) Лягушки на зиму укрываются в протоках ручьев, ключей, родников
Г) Скворцы выгоняют воробьев из скворечника
Д) Тетерева по весне токуют.
Е) Кактусы способны запасать воду.
Ж) У верблюжьей колючки корень больше 2 м в длину.
З) Вожак волчьей стаи изгоняет подросших волчат.
И) Береза на зиму сбрасывает листья.
К) Бычий цепень живет в кишечнике у человека.
Билет № 15
1. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль.
2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.
3. Решите задачу. У мышей длинные уши – доминантный признак, а короткие – рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомства.
Билет № 16
1. Оплодотворение, его значение. Особенности оплодотворения у животных.
2. Уровни организации живой природы.
3. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме?
Билет № 17
1. Основные ароморфозы в эволюции растений.
2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
3. Решите задачу. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Растение гороха с нормальным ростом скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: половина растений имела нормальный рост, а половина – карликовый. Определите генотипы родителей и потомков.
Билет № 18
1. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных.
2. Роль живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу.
3. Распределите ниже перечисленные причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке:
а) кета - объект рыболовного промысла;
б) часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнения водоемов;
в) у кеты отсутствует забота о потомстве;
г) кратковременная подвижность спермиев;
д ) много икринок выносится на берег, уносится в море;
е) икру добывают люди;
ж) икра поедается другими рыбами;
з) не все рыбы достигают мест нереста;
и) все рыбы гибнут на обратном пути в море;
к) по пути к нерестилищу рыбы теряют до 40 % своего веса;
л) не все икринки оплодотворяются самцами;
м) при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.
Факторы внутривидовой борьбы
Факторы межвидовой борьбы
Факторы борьбы с природными условиями
1. Закономерности наследственности, установленные Г. Менделем.
2. Биотические связи: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
3. Назовите пропущенные термины:
1) Двухслойный зародыш с полостью внутри - …
2) Наружный слой клеток двухслойного зародыша- …
3) Внутренний слой клеток двухслойного зародыша - …
4) Третий зародышевый листок – это…
5) Наука о зародышевом развитии – это…
Билет № 13
1. Методы изучения генетики человека. Наследственные болезни, их причина и профилактика.
2. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, роль человека в них.
3. Из имеющихся организмов составьте пищевую цепь: беркут, кузнечик, землеройка, травянистые растения. Определите, к какой функциональной группе относится беркут в составленной пищевой цепи. Ответ поясните.
Билет № 14
1. Причины устойчивости экосистем, их смена. Антропогенные изменения экосистем.
2. Размножение, его роль в природе. Половое и бесполое размножение организмов.
3. Распределите соответствующие утверждения:
А) Драка собак из-за корма
Б) Гиены и грифы делят падаль
В) Лягушки на зиму укрываются в протоках ручьев, ключей, родников
Г) Скворцы выгоняют воробьев из скворечника
Д) Тетерева по весне токуют.
Е) Кактусы способны запасать воду.
Ж) У верблюжьей колючки корень больше 2 м в длину.
З) Вожак волчьей стаи изгоняет подросших волчат.
И) Береза на зиму сбрасывает листья.
К) Бычий цепень живет в кишечнике у человека.
Билет № 15
1. Функциональные группы организмов в экосистеме, их роль.
2. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Митоз.
3. Решите задачу. У мышей длинные уши – доминантный признак, а короткие – рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотипы родителей и потомства.
Билет № 16
1. Оплодотворение, его значение. Особенности оплодотворения у животных.
2. Уровни организации живой природы.
3. Распределите по ярусам перечисленные растения дубравы: клен, дуб, лещина, ландыш, липа, папоротник орляк, калина, яблоня, майник двулистный. Какое значение имеет ярусное расположение растений в экосистеме?
Билет № 17
1. Основные ароморфозы в эволюции растений.
2. Биосфера – глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
3. Решите задачу. У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Растение гороха с нормальным ростом скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: половина растений имела нормальный рост, а половина – карликовый. Определите генотипы родителей и потомков.
Билет № 18
1. Основные ароморфозы в эволюции позвоночных животных.
2. Роль живых организмов в биосфере. Влияние человека на биосферу.
3. Распределите ниже перечисленные причины в соответствии с видами борьбы за существование, расставив буквы в таблице в нужном порядке:
а) кета - объект рыболовного промысла;
б) часть икры может погибнуть при заморозках или химическом загрязнения водоемов;
в) у кеты отсутствует забота о потомстве;
г) кратковременная подвижность спермиев;
д ) много икринок выносится на берег, уносится в море;
е) икру добывают люди;
ж) икра поедается другими рыбами;
з) не все рыбы достигают мест нереста;
и) все рыбы гибнут на обратном пути в море;
к) по пути к нерестилищу рыбы теряют до 40 % своего веса;
л) не все икринки оплодотворяются самцами;
м) при движении к нерестилищу рыбы «забивают» друг друга.
Факторы внутривидовой борьбы
Факторы межвидовой борьбы
Факторы борьбы с природными условиями