«Рядом! »
Задачей дрессировщика является обучение собаки по команде «Рядом! » находиться у левой ноги, на месте и во время движения. Собака, следуя у ноги дрессировщика без поводка, не должна убегать и в тех случаях, когда на нее будут воздействовать различные внешние раздражители. Собака должна находиться именно у левой нога дрессировщика, чтобы его правая рука была совершенно свободна. Собака находится у левой ноги приблизительно серединой своего корпуса — это положение дает ей свободное движение в пределах длины ее корпуса и облегчает наблюдение дрессировщика за движением собаки.
Следует помнить, что у собаки нет врожденной дисциплины, поэтому необученная собака, перестав чувствовать ограничивающий поводок, немедленно воспользуется полученной свободой. При всех внешних раздражителях, возбуждающих природные инстинкты собаки (пробегающая кошка или собака, запах вкусной еды и т. п.) , она, даже находясь на поводке, забудет о выполнении команды. Следовательно, у собаки нужно в первую очередь воспитать дисциплину, подавив инстинктивное стремление к свободе. Нужно искусственно создать такое положение, при котором команда «Рядом! » явилась бы тормозом, то есть подействовала бы на собаку сильнее, чем врожденные инстинкты свободы, заглушая их. Другими словами, нужно применить действие, которое могло бы заглушить инстинкт. Лучше всего в данном случае подействует принуждение (одергивание собаки при помощи поводка) .
Стоит только собаке отойти в сторону, отстать или вырваться вперед, она немедленно почувствует неприятное болевое ощущение от действия парфорса, но стоит ей вернуться к ноге, как неприятное ощущение моментально прекращается. Возвращаясь к ноге дрессировщика, собака чувствует его ласкающую руку и слышит ласково звучащую команду. Таким образом, положение собаки у ноги избавляет от неприятностей. Парфорс можно заменить и простым кожаным ошейником, все зависит от характера собаки и ее способности к обучению. Поводок следует держать в 20—30 см от ошейника, чтобы собака могла свободно двигаться и совершать «ошибки» , которые дрессировщик тут же поправляет. Добившись правильного положения собаки у ноги, дрессировщик поощряет ее. Затем упражнение повторяется: дрессировщик называет кличку собаки, дает команду «Рядом!» , начинает движение вместе с собакой и корректирует рывками поводка ее положение у ноги.
Бели собака отвлекается, пытается отбежать в сторону, отстает или опережает дрессировщика, нужно подать команду «Рядом! » в спокойной приказной интонации, сделать рывок поводком и продолжать при этом движение. После нескольких повторных упражнений дрессировщик должен проверить, усвоение навыка. Когда собака отвлекается, дрессировщик не одергивает ее поводком, а дает только команду с угрожающей интонацией. Если собака сразу же возвращается к ноге — прием ею усвоен и в дальнейшем остается только его шлифовка. Если повышенная интонация не действует, значит, условный рефлекс еще не закреплен, и дрессировщик возвращается снова к одновременным действиям обоих раздражителей.
Приучая собаку к хождению рядом без поводка, дрессировщик держит поводок в руке и, если собака идет достаточно правильно, тихо опускает поводок на землю, позволяя ему волочиться при движении собаки. Такое положение, с одной стороны, позволяет управлять собакой одними интонациями, а с другой — не дает собаке сразу почувствовать полную свободу. Если же собака реагирует в достаточной мере на одну команду, поводок снимается вовсе.
Дрессировщик должен двигаться обычным, шагом, в начале обучения — прямо или по кругу, проходя каждый раз не менее 150—200 м за одно упражнение. Когда собака достаточно усвоит команду, темп движения может меняться, дрессировщик делает остановки, повороты на месте и в движении. Собака должна находиться у левой ноги и менять направление движения вместе с дрессировщиком. В таком усложненном упражнении собаке сначала подается команда «Рядом!» , и лишь затем — рывок поводка (если он необходим) .
-------------------------------------------
Видывал я этот собачий взгляд — мимолётное выражение изумлённого презрения — и уверен, что с её точки зрения все люди, за исключением её хозяев, — абсолютно никчемные создания.